Природопользование
Экология и природа
давайте охранять и делать мир лучше!
Экология и природа

Природопользование
Основные критерии принятия решений на современном этапе перехода России к устойчивому развитию

1) Низкая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от неё не превышает ожидаемого ущерба

2) Ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов. Целевые показатели устойчивого развития: показатели качества жизни; показатели уровня экономического развития; показатели уровня экологического благополучия (уровень потребления природных ресурсов, нарушенности экосистем).

 
Региональные задачи перехода России к устойчивому развитию

Проблемы, решаемые в каждом регионе должны соответствовать общефедеральным задачам, но с учетом:

1) Формирования регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономического развития

2) Выполнения природоохранных мероприятий на силетебных и незастроенных территориях городов, в пригородных зонах

3) Осуществления мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры

4) Развития сельского хозяйства на основе экологического прогресса, агротехнологического

5) Реконструкции региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.

 
Основные задачи и направления перехода России к устойчивому развитию

Задачи:

1) В процессе выхода из кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации

2) Добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности и экологического ориентирования методов управления

 
Экологическое страхование и аудирование

В последние годы в России развивается экологическое предпринимательство, направленное на производство и реализацию оборудования, товаров и услуг и работ, позволяющих понизить ущерб от воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и природные экосистемы. Одно из этих направлений - экологическое страхование. Это страхование риска от загрязнения окружающей среды, вызванного технологической аварией на потенциально опасном объекте или катастрофой.

 
Экономическое стимулирование за рубежом

За рубежем для государственного регулирования и стимулирования природопользования применяются:

  • - предоставление льготных займов на установку очистного оборудования
  • - отмена налога на недвижимость компании, осуществляющей требуемые природоохранные мероприятия
  • - безвозмездная передача предприятиям и организациям законченных НИР и ОКР в области экологии и рационального природопользования, экологичной техники
  • - разработка государственных программ по внедрению новой, более экологичной техники
  • - льготно - целевое кредитование
  • - финансирование установки муниципальных очистных сооружений и установок утилизации бытового мусора
  • - ускоренная амортизация стоимости очистного оборудования и сооружений (в США вся стоимость за 5 лет, Канада - 2, Франция и Япония 50% стоимости за год)
  • - освобождение от налогов на прибыль в объеме средств, направляемых на экологизацию деятельности, внедрение экологичных технологий.

 

 
Экономическое стимулирование природопользования в России

Созданная система стимулирования природопользования связывается с развитием:

  • разработка системы налогообложения направленного на сохранение и улучшение окружающей среды и рационального пользования
  • налоговые льготы для предприятий, реализующих планы природоохранных мероприятий
  • создание системы штрафов на сырье и продукты, являющихся источником загрязнения среды
  • введение акцизов на экологически опасные изделия, услуги и т.д.
  • применение других мер стимулирования рационального природопользования (дотации, легкая амортизация, целевое кредитование, субсидии и т.д.)

 

 
Плата за загрязнение окружающей среды как косвенный платеж за использование природных ресурсов

Плата достаточно низка и при высоком уровне монополизирования производства действие налоговых платежей сводится на нет, потому что в конечном итоге сказывается на потребителе. Плата за загрязнение окружающей среды является косвенным платежем за пользование природными ресурсами.

 
Плата за пользование ресурсов охотничьих животных

Перечень видов охотничьих животных устанавливается федеральными органами. Размер ставки не зависит от того добыто животное или нет. Это плата за возможность добычи. По порядку начисления и применения соответствует плате на воспроизводство охотничьих ресурсов. Средства поступают на расчетный счет Облохотуправления, а с 2002 в бюджет. В целом, ресурсные платежи составляют на федеральном уровне в разные годы от 1,5 до 4% доходов федерального бюджета, что примерно в 25 раз превышает фактические расходы на охрану и воспроизводство. В настоящее время стимулируется роль платежей, направленное на ресурсосбережение, малозаметна.

 
Плата за лесные и водные ресурсы

Лесные ресурсы: "лесные подати" до революции 1917 г. были одними из главных доходов царской казны. Сейчас размер платы составляет менее 10% стоимости леса-кругляка. Основой лесного дохода является размер попённой платы, диференцируемый от возраста, качества и местоположения ресурса. Ставки лесного дохода устанавливаются субъектом РФ, использование средств законом не регламентируется.

Водные: плата за забор воды - федеральный налог, взымаемый только с промышленных предприятий, устанавливается на федеральном уровне. Средства идут в бюджет субъекта федерации. В основе тарифа лежат затраты на водоподготовку и водотранспортировку до пользователя.

 
Плата за пользование недрами

Федеральный налог состоит из платы за право на пользование и платы на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Введен в 1992г., взымается со всех пользователей недрами, ставка определяется как доля стоимости добытого сырья (от 2 до 10 % в зависимости от вида).

Распределение налога по бюджетам всех уровней зависит от вида полезных ископаемых. Например, добыча нефти 40% в федеральный бюджет, по 30% в региональный и местный бюджет.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

Страница 2 из 4