Экономическая оценка ресурсов и установление платы за их использование
Экология и природа
давайте охранять и делать мир лучше!
Экология и природа

Экономическая оценка ресурсов и установление платы за их использование

В последние годы в связи с преобразованием в экономике получили развитие и внедрение в практику такие методы как плата за выбросы и сбросы в окружающую среду и экологическое предпринимательство. Что касается платы за ресурсы, то до начала 1990х преобладало мнение о бесплатном природопользовании. Только в связи с осознанием ограниченности ресурсов стало ясно что директивного управл природопользв не достаточно. Снижение ресурсоемкости производства, улучшение качества среды может спос прекращению бесплатного использов ресурсов. Принцип платности ресурсов был введен в 1991г (закон об охране природы).

Переход к экономической оценке ресурсов и к установлению платы за их использование существовал и раньше.

 

Основных подходов 4:

1) Затратный подход. Стоимость природных ресурсов определяется как велечина затрат на их добычу, освоение или использование, по этому принципу основывается забор воды промышленных предприятий. Недостаток: ресурс лучшего качества, имеющий большую доступность и расположенный в более удобном для расположения месте получает меньше стоимость, чем потребительская стоимость ресурса.

2) Рентный подход. Лучший ресурс, использование которого дает относительно больший доход при одинаковых затратах получает большую стоимость. Позволяет учитывать дефицит и ограниченность ресурсов.

3) Воспроизводственный. Стоимость ресурса определяется как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства или компенсации потерь ресурса на определённой территории. Такой подход по мнению разработчиков закона является новым, т.к. связан с экологическим кризисом и предполагает потенциальный дефицит природных ресурсов.

4) Монопольно-ведомственный подход. Он является разновидностью затратного и наиболее характерен для применения в России в современной ситуации. Суть: размеры платы за использование природных ресурсов соответствует потребностям финансового обеспечения деятельности специальных федеральных министерств и ведомств. Данный подход нашел свое отражение в законе РФ "об охране окружающей природной среды".

Разделение платы:

  • за право пользования
  • на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Вторая часть платы за ресурсы по замыслу авторов закона подразумевала компенсацию затрат осуществляющих охрану и воспроихводство ресурсов.

Если вы хотите сделать собственный сайт, здесь можно найти бесплатные шаблоны для него и другую информацию.